Воронеж, ул. Планетная, д.26
  • Воронеж
  • Калуга
  • Великий Новгород
  • Тверь
  • Нижний Новгород
  • Кострома
  • Владимир
  • Рязань
  • Москва
protekt-kovka@mail.ru
Воронеж, ул. Планетная, д.26
  • Воронеж
  • Калуга
  • Великий Новгород
  • Тверь
  • Нижний Новгород
  • Кострома
  • Владимир
  • Рязань
  • Москва

История кузнечного промысла в России

Ковка – это способ механической обработки металла, под ударами кузнечного молота заготовка деформируется, обретая нужный размер и очертания. 

Первый из известных человечеству способов ковки, появившийся задолго до наступления нашей эры – холодный метод. С его помощью можно было получить только простые кованые изделия

С появлением горячей ковки кузнецы научились изготавливать более сложные предметы:

Точной даты, когда на территории современной России появилось кузнечное ремесло, не сохранилось в истории. Но археологические находки говорят о том, что еще скифские племена умели обрабатывать металл, и древние славяне тоже владели секретами ковки. 

Развитие кузнечного дела в России

Русь всегда была богата сырьем и ресурсами. Славянские поселения, а затем княжества, были расположены неподалеку от рудных месторождений. И это способствовало развитию кузнечного ремесла. 

Известно, что древние русские мастера владели такими кузнечными технологиями, как:

Об инструментах кузнеца

Мастера-кузнецы на Руси пользовались практически тем же инструментом, что и современные умельцы:

  1. Для нагревания заготовок применялся кузнечный горн с принудительной подачей воздуха мехами. 

  2. Ковали металл на наковальне, используя молоты и кувалды.

  3. Дополнительным инструментом служили клещи, тиски, зубила, точила и др.

Развитие художественной ковки 

Пик расцвета кузнечного промысла в древней Руси приходится на XII-XIII вв. Во времена монгольского завоевания часть знаний была утрачена. Но со второй половины XIV века началось возрождение кузнечного ремесла, а также его военизация.

Идея украшать кованые изделия изначально применялась только при создании оружия. Но начиная с XVII века декоративные элементы из металла появляются в архитектуре.

До начала XX века изделия мастеров художественной ковки украшали церкви, поместья и особняки, городские парки и скверы, мосты. Но после революции декоративная часть кузнечного искусства оказалась под запретом: изящные кованые изделия считались ненужной буржуазной роскошью. 

С 70-х гг в СССР снова открываются училища, где готовят кузнецов-художников и реставраторов. Ежегодно проводятся фестивали мастеров художественной ковки. 

Начиная с 90-х гг кованые изделия входят в моду, и на сегодняшний день эти предметы украшают дома, квартиры, офисные здания, придомовые территории. Сочетание современных технологий и традиций позволят российским мастерам создавать уникальные по красоте и сложности изделия из кованого металла.     

h