История кузнечного промысла в России
Оглавление:
Ковка – это способ механической обработки металла, под ударами кузнечного молота заготовка деформируется, обретая нужный размер и очертания.
Первый из известных человечеству способов ковки, появившийся задолго до наступления нашей эры – холодный метод. С его помощью можно было получить только простые кованые изделия.
С появлением горячей ковки кузнецы научились изготавливать более сложные предметы:
-
сельскохозяйственные орудия;
-
ремесленные инструменты;
-
бытовую утварь;
-
оружие и доспехи;
-
украшения;
-
и др.
Точной даты, когда на территории современной России появилось кузнечное ремесло, не сохранилось в истории. Но археологические находки говорят о том, что еще скифские племена умели обрабатывать металл, и древние славяне тоже владели секретами ковки.
Развитие кузнечного дела в России
Русь всегда была богата сырьем и ресурсами. Славянские поселения, а затем княжества, были расположены неподалеку от рудных месторождений. И это способствовало развитию кузнечного ремесла.
Известно, что древние русские мастера владели такими кузнечными технологиями, как:
-
закалка металла;
-
сварка;
-
клепка пластин;
-
наваривание лезвий;
-
кручение;
-
пробивка отверстий.
Об инструментах кузнеца
Мастера-кузнецы на Руси пользовались практически тем же инструментом, что и современные умельцы:
-
Для нагревания заготовок применялся кузнечный горн с принудительной подачей воздуха мехами.
-
Ковали металл на наковальне, используя молоты и кувалды.
-
Дополнительным инструментом служили клещи, тиски, зубила, точила и др.
Развитие художественной ковки
Пик расцвета кузнечного промысла в древней Руси приходится на XII-XIII вв. Во времена монгольского завоевания часть знаний была утрачена. Но со второй половины XIV века началось возрождение кузнечного ремесла, а также его военизация.
Идея украшать кованые изделия изначально применялась только при создании оружия. Но начиная с XVII века декоративные элементы из металла появляются в архитектуре.
До начала XX века изделия мастеров художественной ковки украшали церкви, поместья и особняки, городские парки и скверы, мосты. Но после революции декоративная часть кузнечного искусства оказалась под запретом: изящные кованые изделия считались ненужной буржуазной роскошью.
С 70-х гг в СССР снова открываются училища, где готовят кузнецов-художников и реставраторов. Ежегодно проводятся фестивали мастеров художественной ковки.
Начиная с 90-х гг кованые изделия входят в моду, и на сегодняшний день эти предметы украшают дома, квартиры, офисные здания, придомовые территории. Сочетание современных технологий и традиций позволят российским мастерам создавать уникальные по красоте и сложности изделия из кованого металла.